Восстановление монастыря

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЧУФАРОВСКОГО СВЯТО-ТРОИЦКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

По благословению Святейшего Патриарха и решению Священного Си­нода духовное окормление приходов Мордовии было поручено первоначально Пензенской епархии,  чьи архиереи с большой любовью относились к верующим Мордовии. Преосвященные Владыки старались, как можно чаще, бывать в приходах, совершать богослужения и забо­титься о благосостоянии храмов Божиих. Но кроме действующих приходов в Мордовии стояли десятки закрытых церквей, часть ко­торых использовалась в утилитарных целях.

После празднования тысячелетия крещения Руси Церкви была предоставлена полная свобода. Началось массовое открытие церк­вей по всей стране, в том числе и в нашей республике. К 1990 году количество приходов увеличилось до 50-ти. Их обслуживали 40 священнослужителей. Это позволило открыть на территории Мор­довии самостоятельную епархию. К этому мнению пришли и ве­рующие, и руководство Мордовии. Священный Синод Русской Православной Церкви в январе 1991 года образовал Саранскую и Мордовскую епархию. Преосвященный  Варсонофий стал первым епископом Саран­ским.

 

Начали восстанавливаться монастыри и храмы. В 1993 году наиболее крупным монастырём на территории Мордовии являлся Санаксарский Рождество Богородичный мужской монастырь.  Многие насельники из него были отправляемы правящим архиереем Епи­скопом Варсонофием в приходы и монастыри Мордовии. Так, 16 декабря 1993 года на­сельник Санаксарского монастыря иеромонах Лазарь (Гуркин) был направ­лен для восстановления мужского монастыря в село Большое Чуфарово Ромодановского района республики Мордовия.

(Отец Лазарь — в миру Александр Гуркин, с 13 апреля 1991 года был настоятелем Никольской церкви села Колопино Краснослободского района и одновременно настоятелем Никольской церкви в селе Старое Синдрово, 24 мая 1991 года вступил в братию Санаксарско­го мужского монастыря, 16 декабря 1993 г. назначен во вновь открывшийся Свято-Троицкий Чуфаровский мужской монастырь. В апреле 1994 г. возведён в сан игумена.

В декабре 2000 г. переведён в г. Саранск в качестве  наместника Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря и одновременно назначен секретарём Саранского епархиального управления

4 марта 2007 г. архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий возвёл игумена Лазаря в сан архимандрита

27 мая 2009 г. решением Св. Синода архимандриту Лазарю определено быть епископом Нарвским, Таллиннская Митрополия).

В феврале 1994 года на руины погибшей обители прибыли первые насель­ники. Решено было воссоздать обитель как мужской монастырь. Трудное дело восстановлений монастыря было поручено ие­ромонаху Лазарю (Гуркину). В 1994 году отец Лазарь был возведён в сан игумена. Духовником обители был назначен схиигумен Феофан.

Печальный вид представляла обитель на тот момент.… Из уцелевших четырех корпусов три были в аварийном состоянии, и оставшийся в наследство корпус тюремной администрации – тоже.  Все корпуса были без крыш, полов, несущих балок. Игуменский корпус вообще не имел фасадной стены, она рухнула от протечек. Территория, густо заросшая тополями в полтора обхвата и травой. В деревне и поныне видно много построек покрытых окрашенным металлом с крыш обители. Только гостиный корпус был более или менее пригоден для жилья, но и здесь не было ни дверей, ни по­лов. На первом этаже, где ранее были жилые квартиры,  жила старушка Анна, благодаря которой этот корпус не разворовали окончательно. Здесь и поселилась мужская братия. Второй этаж определили  для братии, нижний — трапезная, склад, швейная. Положение усугублялось и тем, что хотя до революции в Чуфарове жило 550 семей, ныне жителей было около десятка. Б.Чуфарово – пограничное село района, большой овраг на востоке от обители является границей с Чамзинским районом.  Сквозной в соседний район асфальтированной дороги нет, как нет и аптеки, почты, лишь грунтовка от соседнего села Кочуново  — 5 км.

 

С юга от обители овраг с речкой Чуфаркой, весной превращающаяся в бурный поток, отсекающий дорогу в Б.Чуфарово и райцентр. А с севера лесок, и за ним большая  болотистая местами река Аморда, через нее тоже сезонная колхозная дорога не всегда существует. Вообщем, обитель была в настоящей глубинке — ни подъехать толком, ни подвезти продукты и строительные материалы, да и паломников тоже не стоило ожидать….

13 марта 1994 года была совершена первая литургия в одном, чудом уцелевшем, помещении гостиничного корпуса, приспособленном временно под церко­вь. Этот день считается датой возрождения обители.

Перед Пас­хой 1994 года в монастырь приехали монахиня Иоанна и инокиня Евдокия (в последствии монахиня Евфросиния).

Мать Ефросиния была швеей, училась шить в Троице-Сергиевой Лавре. Все облачения церковные, монашеские, вплоть до 2000 года для обители были сделаны ее руками.  В течении 1994 года была сделана попытка расчистить захламлённую территорию монастыря, проведена первичная пла­нировка территории. Вырубались деревья с центральной части обители, были покрыты оцинкованным железом  уцелевшие здания — бывший трапезный, Большой корпус и Гостиный.  В корпусах выполнили консервационные работы. К началу 1995 собралась первая братия — игумен Лазарь, схиигумен Феофан — духовник, иеромонахи Ермоген, Петр и Иоанн.

Трудников было немного, в основном нанимались бригады строителей.

В первое пятилетие восстановления обители неоценимую помощь оказали верующие г.Сарова. Практически весь строительный лес, а его было необходимо очень много — ведь корпуса были без полов, балок, крыш — закупался с их помощью. Стараниями верующих Сарова в обитель доставлялись и прочие необходимые продукты и вещи. Так же обитель поддерживала связь с Серафимо-Дивеевским монастырем.  В том же в 1995 году было принято решение первым восстанавливать бывший « трапезный » а ныне — Братский корпус. После расчистки окружающей территории, образовался перепад на 1,5 метра уровня земли относительно основной площади. Была устроена каменная оградка, а на спуске впоследствии построили каменную лестницу. Перепад получился от того, что когда обитель восстановили, земля у Братского корпуса находилась на уровне пола, цокольная часть была зарыта.

Жизнь на руинах была сложной. От школы-интерната сохранилась часть водопроводной системы и водонапорная башня. Но о подводе воды в корпуса пока можно было мечтать. Воду брали на улице, с колонки, зимой периодически замерзающей. Таскали в Гостиный корпус, на тот момент единственный корпус обители. Хлеб закупали в колхозной столовой.  2 января 1995 года соседний храм в с. Маколове отдали под подворье обители, и много лет оно являлось единственным связующим звеном обители с миром.

В мае 1995 года приступили к постройке храма Новомучеников и Исповедников Российских, в память o невинно убиенных на этом месте в годы Чуфаровской тюрьмы.

13 августа 1996 года при большом стечении народа состоялось освещение этого храма Преосвященнейшим Варсонофием. В освящении принимали участие намест­ник Санаксарского монастыря архимандрит Варнава, отцы-настоятели многих приходов Мордовии. С тех пор ежегодно, в день памяти Новомучеников Россий­ских, Чуфарово становится местом массового паломничества ве­рующих.

К октябрю 1996 года закончились восстановительные работы Братского корпуса, и поселились первые насельники, постепенно появилось хозяйство — коровы, две лошади. Так как дороги как таковой не было, лошади были единственным транспортом до подворья в Маколово, куда подвозилось все необходимое для обители, а далее санями или телегами доставлялось в монастырь.  Весь 1997 и 1998 год прошли в трудах по восстановлению обители – отремонтировали Игуменский корпус, на расчищенной территории южнее храма Новомучеников построили новую Трапезную. Службы приобрели строгий уставной ход. Постепенно ввели нотное пение. В храме Новомучеников поставили деревянный резной иконостас, стены были расписаны орнаментом за символиче­скую плату художниками-реставраторами  из Сызрани.

В мае 1999 года в обители заложили храм во имя Рождества Христова. Выбор наименования церкви был обусловлен знаменатель­ным событием: 2000-летием Рождества Христова.  Храм построили как завершение Трапезного корпуса.

С Божией помощью через семь месяцев закончили строительство этого храма.

7 января 2000 года малым чином новый храм был освящён и совершена первая литургия.

Год Двухтысячный был юбилейным, и по всей России в храмах прошли торжества по случаю 2000- летия от Рождества Христова. В Чуфаровской обители эти торжества прошли 13 мая 2000 года в праздник Преполовения Пятидесятницы. Было праздничное богослужение  при большом стечении народа.

30 мая поставили купол с крестом на Рождественском храме, заказанный и изготовленный в Москве.  Начались строительные работы по устройству каменной ограды вокруг обители. В первую очередь заложили южный периметр. Как показали дальнейшие работы, новая монастырская стена пролегла на севере и востоке почти точно по старому фундаменту, на юге — ближе чем был, а на западе — дальше чем была старая ограда.

В обители постепенно возвращались старинные иконы. К особо чтимым иконам монастыря относятся Иверская и Знамение, Серафимо-Понетаевского письма. Во времена гонений на церковь икона подверглась поруганию. На кротком лике Богородицы более десяти глубоких выбоин от ударов. Тем  не менее икона прекрасна, отметины ударов напоминают раны. Ныне  икона реставрирована, хотя следы все же заметны. Ее называют “мученической”.

За лето 2000 года продолжили постройку монастырской ограды . 28 сентября этого же года полным чином была освящена Рождественская церковь. И этим знаковым событием закончилось период управления обителью игуменом Лазарем (Гуркиным). Всего лишь за 6 лет великих трудов с Божией помощью обитель восстала из руин, и приобрела основные знакомые ныне очертания — Игуменский, Братский, Гостинный, Трапезный корпуса. Водопровод и отопление, первые цветники, два действующих храма, одна домовая церковь, ежедневные службы, скотный двор с живностью —  вообщем основа быта. Следующим наместникам можно было более заботиться о внутреннем мире обители.

5 января 2001 года указом правящего архиерея был назначен новый наместник — иеромонах Евстафий (Князев),- казначей монастыря. В сан игумена его возвели 15 января 2001 года. В 2002 году его сменил  иеромонах Серафим (Лапков),- благочинный монастыря.

Следущее пятилетие 2001-2006 годов прошло в трудах по украшению храма Новомученников Российских — был покрыт художественной росписью иконостас, так же началась роспись Трапезной.  Закончилось строительство монастырской ограды. Так же начались восстановительные работы Большого корпуса. В хозяйственной жизни обители в эти годы было два важных этапа — переход на автономное отопление корпусов и газификация обители.

При игумене Лазаре была построенна центральная котельная на все корпуса. Но затраты на ее содержания были огромны, а тепла — мало. Поэтому в конце 2002 года в каждом корпусе устроили отделные котельные. а в 2003 году была проведена полностью газификация всех зданий.  В обители появились свои пчелы, монастырский мед и по ныне охотно приобретается не только жителями Республики, но и других городов России. Постепенно обзавелись и своей техникой — 2 трактора, машины….. в 2004 году прошли торжества посвященные 10-летию со дня возобновления монастыря. Были выпущены памятные медали и книга о обители.

В восстановлении обители братия тоже участвовала, но в основном нанимались квалифицированные бригады строителей. Подсобные работы, тяжелые, не требующие квалификации, — выполняла братия. Летом, кроме основных работ по восстановлению монастыря — сезонные.

В 2005 году в обители появились св.мощи Суворовских мучениц — Дарьи, Марии, Евдокии и Марии, часть св.мощей прп. Феодора Санаксарского, прав. Феодора Ушакова, прп. Филарета Ичалковского, свт. Иоанна Тобольского.

В мае 2006 года наместником монастыря был назначен игумен Вениамин (Кириллов), ныне — епископ Ардатовский и Атяшевский.

За период 2006-2011гг. в обители продолжались восстановительные работы Большого корпуса, благоустраивалась территория. В 2010 году была проведена асфальтированная дорога от села Чуфарово до обители, а через речку Чуфарку  — достроен каменный мост. Ведь в весенний период эта речка, летом всего 2 метра в ширину, превращается в огромный поток, затапливающий пешеходный мостик и смывающий дорогу по плотине.

Еще одним событием в жизни обители был перенос могилы основателя монастыря старца Игнатия (Вершина) с места упокоения в с. Б.Чуфарово на новое монастырское кладбище, в восточной части обители. После устройства Братского кладбища в 2008 году, было решено перенести могилу основателя обители. Изначально, старец Игнатий (Вершин) был похоронен в церковной ограде деревенского храма, на могиле поставлен памятник, но в годы гонений памятник был выкинут, ограда сломана, а деревянная церковь — разобрана. Местные жители памятник вернули на место. Когда восстановили обитель, игумен Лазарь (Гуркин) установил на месте захоронения большой деревянный крест. При его установке, как он рассказывал, основание креста установили на крышку гроба. На месте большого села долго оставался пустырь с разрушенными домами и одиноким крестом.

11 сентября 2010 года провели предварительные раскопки, подтвердившие слова епископа Лазаря (Гуркина). А 12 сентября, с торжественным Крестным ходом, возглавляемым наместником обители игуменом Вениамином, было совершено перенесение могилы старца Игнатия (Вершина) на Братское кладбище.

с  декабря 2011 года настоятелем монастыря назначен игумен Руфин (Баранников)

Под его руководством проведены работы по росписи Трапезной, храмов Рождества Христова и Новомученников Церкви Русской, устроена пекарня, продолжаются работы по строительству Троицкого собора.

Ежегодно сменялось огромное число проживающих в монастыре насельников и трудников — одни приходили, другие уходили. Но далеко не всегда  — работать во Славу Божию. В основном  это были просто неустроенные люди. Редко кто из них подолгу жил  в монастыре. Желающих навсегда остаться в монастыре для службы Богу — единицы.

Но не многие и из них  выдерживали трудности монастыря.  Так, из   прежнего состава братии остались только трое иеромонахов: о. Серафим, о. Игнатий. о.Михей. За двадцать  пять лет  едва собралось небольшое братство.