Основатель обители ст.Игнатий

 

Основатель обители
p1080372

На месте бывшей  церковной ограды села Большое Чуфарово Ромодановского района Республики Мордовии до 2010 года находились остатки роскошного для сельской церкви памятника. На обелиске надпись: «Под сим камнем покоится тело раба Божия старца Игнатия Парамоновича Вершина, пустынножителя, основателя Чуфаровской женской обители. Скончался 23 апреля 1889 года, жития его было 65 лет» Памятник на могиле старца поставили его усердные почитатели. О нем православные верующие Саранской епархии помнят до сих пор, ибо старец Игнатий был одним из тех людей, которыми сильна Русская земля.

(в 2010 году прах ст.Игнатия был перенесен на территорию обители)

Игнатий Парамонович Вершин родился в 1824 году в крестьянской семье. С детских лет любил он храм Божий. У него рано развились склонности к строго подвижнической жизни, воздержанию от благ земных, церковному песнопению. Вступив в брак в 1842 году, Игнатий с молодой женой отправился в Киев на поклонение святым мощам. Здесь его жена получила от одного из духовных старцев Киево-Печёрской лавры указание, что муж её, Игнатий, не предназначен для семейной жизни, а будет служить Богу.

Возвратившись, домой, Вершин выстроил на усадьбе отца пятистенную келью: в одной половине жил сам, а в другой — жена. Однако вскоре удалился в Болтинский лес, в пятнадцати верстах от деревни Чуфарово.  В начале пустынножительства Игнатию помогал некто Ианнуарий. Он  помог Игнатию выкопать землянку. Иногда Ианнуарий приносил ему еду из деревни, зимой он едва ли мог найти убежище отшельника: землянка полностью скрывалась под сугробами и тогда откапывая вход Ианнуарий не чаял застать пустынника живым.  Игнатий все время проводил в уединении и молитве, соблюдал посты и молитвен­ные правила. Так он прожил около двух лет. При скудной пище, которую приносил Ианнуарий, старец Игнатий благодаря Богу был жив и бодр.  От постов и подвигов, он высох и похудел; помнившие его люди дополняли его портрет тем что « волосы он носил длинные, одевался в полукафтанье из белого холста, на голове носил меховой малахай; смены одежды не было, носил одну и ту же зимой и летом; три года ходил зимой и летом босым, не имея обуви на ногах ».

Самоучкой навыкнув грамоте — чтению и письму, он приходившим за наставлениями читал большие выдержки из жития святых и убеждал следовать и жить по примеру угодивших Богу. В предпраздничные и воскресные дни у него в келье замечался особенный наплыв посетителей, пред которыми он раскрывал Евангельскую историю, читал Житие прп. Иоанна Лествичника и Житие прп. Ефрема Сирина. Или же вместе со всеми  пел духовные песнопения, завершив их обшей молитвой.

Окрестные жители любили и почитали старца, дорожили его советами и благословениями. Сам старец Игнатий налагал на себя особо строгие посты. К примеру: постился три сорокоуста (120 дней), до­водя себя до изнеможения. Его святость испытывали. Местный жи­тель Мефодий рассказывал об этом так: «9 января был страшный мороз.

«Игнатюшку» встретил на улице босиком, завёл с ним дол­гую беседу, чтобы старца холодом испытать. Смотрю, а под его но­гами снег тает, как в горячем котле. Удивлённый, я поклонился до земли старцу и признался, что пытал его». После этого случая старец обулся — слишком много разговоров пошло, а подвижник славу земную презирал.

Келья старца никогда не закрывалась, в ней была скудная по­стель и утварь, икона Божией Матери, которую он очень почитал и всегда молился перед ней. Однажды из кельи пропали 12 рублей, их украли воры и разделили между собой. Прошла неделя. Старец совершал молитву, когда в келью вошли два человека из деревни Чуфарово и стали умолять его, чтобы он взял назад похищенные у него день­ги. «Мы не находим себе покоя, совесть заела. Прости нас ради Бо­га», — каялись они перед старцем. Он спросил: «Почему же не употребили деньги на свои нужды?» Такой вопрос ещё более уми­лил воров, они плакали и просили избавить их от денег. Игнатий простил их и увещевал, чтобы убоялись не столько суда людского, сколько кары Божьей. Воры оставили своё занятие и исправились,  стали примерными крестьянами.

Слава о молитвенных подвигах распространилась по уездам, и к старцу стали приезжать люди за исцелением. Игнатий лечил мо­литвой, прося у Господа выздоровления для больных. Есть много свидетельств о том, мы поведаем о самых значимых. В 1871 году из села Косаур Симбирской губернии кре­стьянин Пётр Сидоров привёз в пустыньку своего сына, который страдал сильными припадками.

Больного привезли связанного, но старец Игнатий велел его развязать, ввёл его в келью, молился вме­сте с ним. Больной освободился от злого недуга, припадков с ним больше не было.

Однажды в Чуфаровской обители копали колодец, выкопали около 20 сажень в глубину, а воды всё не было. Рабочие отказались рыть дальше, так как на такой глубине нечем было дышать. Позва­ли из пустыни старца Игнатия. Он опустился в колодец, на его дне нашёл два камня, вынул один и со дна ударил фонтан воды. Из это­го колодца вся обитель довольствовалась водой.

Прозорливости старца удивлялись многие. Однажды из деревни  Каменка Пензенской губернии к старцу приехала вдова с доче­рью Еленой и просила Игнатия принять её в обитель. На что старец ответил: «Это не наша, а дивеевская сирота». Вдова была огорчена отказом. Будучи на выданье, Елена поехала к преподобному Сера­фиму Саровскому. После поклонения его мощам, зашла в Дивеевскую обитель, там поступила в послушницы монастыря и стала пример­ной монахиней. Так исполнилось предсказание старца Игнатия.

Сохранился и устный рассказ родственников тех, кто ходил к ст. Игнатию в его пустынь. Она находилась в районе села Зеленый Дол (Чамзинский район), в 15 км примерно от обители. В лесу был домик, на каменном фундаменте, между двух оврагов, полностью поросших лесом. в низине оврага ст. Игнатий выкопал источник (сохранился и поныне). Родник известен целебными свойствами от глаз.болезней. Один крестьянин умывшись из того источника исцелился от болезни глаз. Другая крестьянка, сходив за 15 км к источнику, принесла воды из него и вылечила дочь тетки, тоже болезнь глаз.

Как то две крестьянки пошли к ст. Игнатию, напекли пирогов на дорогу. Идут, размышляют: «»«Не знаем, покормит нас ст.Игнатий или нет, давай спрячем часть пирогов на обратный путь. Спрятали, пришли в келью к старцу, который молился в это время. После молитвы он их принял, накормил, и говорит: хотел бы вам дать на дорогу хлеба, да у вас есть ведь. Испугавшись прозорливости старца они выбежали из кельи, и потом даже боялись встречаться с ним.

ст. Игнатий предсказал и то, что село Зеленый Дол, что было около него, хоть и вырастет большим, но просуществует недолго. Что и сбылось — после 1970х село стало вымирать, и на сегодняшний день там только один не жилой деревянный дом….

Великим постом 1889 года старцу Игнатию в его пустыньке было видение во время молитвы. Старец плакал и говорил вслух с  Царицей Небесной — Божьей Матерью. Игнатий вопрошал: «Ца­рица Небесная, на кого я сирот оставлю?» После паузы-ответа до­бавил: «Да будет воля твоя», — и стал плакать. После расспросов, старец поведал, что скоро помрёт, но Божья Матерь сама будет за­ботиться о сиротах своих.

Сохранилось предание о последних днях старца Игнатия. Незадолго до своей смерти, он предсказал смерть инокини Веры, казначеи монастыря. Мать Вера просила старца: «отец Игнатий, возьми меня с собой в загробную жизнь!» На что старец ответил : «Хорошо, будет твоя кончина через сорок дней после моей », что и сбылось. Одна из учениц старца, Феодосия Сыпина, просила его о том же, но он отказал: «Тебя я не возьму с собой, ты потрудишься много во славу Божию, будешь строительницей обители». Феодосия Сыпина, в монашестве игумения Феодосия,  основала в последствии Шейн-Майданский монастырь в Ардатовском уезде.

За полтора месяца до кончины старец Игнатий горевал, что его увезут из лесной пустыньки; через несколько дней приехал племянник старца Филипп Ильин и взял отшельника в Чуфарово, по распоряжению пристава.

Больного и немощного старца до самого Чуфарова провожали толпы боломольцев. В родительском доме старец Игнатий принял свой последний пост: он почти ничего не ел 40 дней. Потом попросил прочитать кондак – и умер, дослушав его до конца.

23 апреля 1889 года старца Игнатия не стало. Его похоронили, как он и завещал, рядом с церковью, где его крестили и венчали. Предсказывая заранее о своей смерти, старец сказал, что в могиле его найдут два камня. Они долго лежали потом у могилы, впоследствии пропали.  В день похорон, как и предвещал богомолец, светило яркое солнце, вокруг светила был круг подобие радуги. Старец почил, но оста­лись его добрые дела во славу Божью, о которых православный на­род помнит и поныне.

Главным своим делом старец Игнатий счи­тал основание Чуфаровского монастыря, который строили по его замыслу, как и обитель в Ардатовском уезде около села Майдан.

Многие годp1080363ы тело старца Игнатия – основателя обители покоилось за алтарем деревянной приходской церкви Казанской БМ в селе Большое Чуфарово. Церковь была уничтожена в годы гонений. Памятник стоящий на могилке выкинули, могилу срыли, но люди помнили св. место, и первый игумен вновь возрожденной обители установил на этом месте памятный крест. Монастырь возродится к жизни, а могила оставалась на краю деревни, которая без храма пришла в упадок. Честным мощам святого старца подобало покоится в основанном им монастыре.

13 сентября 2010 года по совершении Божественной литургии, наместник монастыря, с сослужащими и братией, и множеством народа. Крестным ходом направился к месту упокоения старца Игнатия. Мощи были обретены сразу, переложены в новый гроб и с подобающей честью перенесены в монастырь. Там они почивают в устроенном склепе на территории братского кладбища обители, и над ним установлен памятный крест.

в 2016 году в лесу, что находится в 10 км примерно от обители, на месте где была келья ст.Игнатия и есть небольшой источник, было установлен памятный Крест.